16+

Психолог: «Ребенок много времени проводит на YouTube? Задайте себе вопрос — почему ребенок ищет ответы на вопросы в интернете»

По данным опроса «Лаборатории Касперского», аккаунт на YouTube имеют у 45% российских детей.

Психолог: «Ребенок много времени проводит на YouTube? Задайте себе вопрос — почему ребенок ищет ответы на вопросы в интернете»

По данным опроса «Лаборатории Касперского», аккаунт на YouTube имеют у 45% российских детей.

Нынешних детей называют поколением, рожденным с гаджетами в руках: впервые родители дают детям мобильные устройства уже в 3 года, к 4-7 годам более чем у 60% детей есть свой личный смартфон или планшет. Приучают юное поколение к гаджетам сами родители — кто-то в обучающих целях, а кто-то чтобы ребенок попросту им не мешал. В чем опасность неконтролируемого и длительного пребывания детей в сети и как этому противостоять, рассказывает педагог-психолог набережночелнинского Центра психолого-педагогической помощи детям и молодежи «Диалог» Алия Рахматуллина. 
«Задайте себе вопрос — почему ребенок пошел за ответом не к вам, а в интернет»
Первый вопрос, возникающий у родителей, если ребенок много времени проводит в сети — а что он там смотрит?

«Конечно, взрослые опасаются, что их чадо может найти в интернете что-то, не соответствующее его возрасту, поскольку для поисковых площадок детский фильтр не стоит по умолчанию — его можно только настроить. Для того, чтобы понять как работает YouTube и любая другая видеоплатформа, стоит потратить один вечер на изучение его алгоритмов, — говорит Алия Рахматуллина. — Просмотрите актуальные и горячие новости, задайте в поиске то, что интересует вас — и посмотрите, что еще предлагает вам платформа? Скорее всего, по уже просмотренным роликам для вас будут выходить другие, похожие по смыслу. К примеру, если вы искали информацию об актерах, у вас будет много роликов про других актеров, про фильмы и возможно музыку. По этим же правилам можно отследить историю просмотров ребенка». 

Психолог дает универсальную рекомендацию — следующим шагом задать самому себе вопрос, почему ребенок со своим вопросом обратился не ко взрослому, не к родителю, а в интернет? Никого не оказалось рядом? Или ответ был, но он не устроил ребенка? Или он в принципе боится подходить ко взрослым со своим вопросом?

«И здесь мы уже переходим в область детско-родительских отношений, где можно исследовать, есть ли доверие в семье. И если ответ на этот вопрос отрицательный, стоит обратиться к психологу, который будет работать со всеми членами семьи. Такой специалист проконсультирует родителей об особенностях детской и подростковой психики, даст рекомендации по налаживанию отношений», — советует Алия Рахматуллина. 

«До 16-17 лет ребенок не может без ущерба для психики потреблять токсичный контент» 

Для каждой социальной сети существует своя команда, регламентирующая размещение контента на их платформе. Правила сообщества помогают обеспечивать безопасность и определяют, что можно, а что нельзя публиковать. Эти правила простые, очевидные и примерно одинаковые для всех социальных сообществ. Например, запрещено выкладывать опасные для жизни и здоровья челленджи, инструкции по кражам или нанесению увечий, запугивание, угрозы.

Однако психолог советует взрослым обращать внимание на любой контент, который потенциально может угрожать безопасности детей. Это, прежде всего, касается YouTube. «Это может быть видео, где взрослые люди ведут себя по отношению к несовершеннолетним агрессивно — кричат на ребенка, унижают и оскорбляют его. Такие видео могут вызвать эмоциональное потрясение и психологическую травму», — отмечает Алия Рахматуллина. 

В зависимости от возраста ребенка, условия просмотра могут видоизменяться и обговариваться совместно с ним.

«Вы не задумывались, почему иметь водительское удостоверение можно только с 18 лет, хотя паспорт выдается юному гражданину уже в 14? До 16-17 лет у молодого человека не сформированы навыки, позволяющие ему самостоятельно, без ущерба для психики потреблять даже токсичный контент. Дети формируют сообщества, не отдавая себе полного отчета в том, на что подписываются. И очень часто это оказываются деструктивные группы», — говорит специалист. 

Диагностировать зависимость может только врач

Собеседник издания приводит следующую статистику: постоянно в сети пребывают почти 56% детей и примерно столько же не представляют свою жизнь без смартфона. И это уже сродни компьютерной зависимости. Между тем, зависимость от контента, преимущественно, компьютерных игр, уже внесена в международную классификацию болезней. 
По словам Алии Рахматуллиной, для диагностирования болезни у человека в течение целого года должны наблюдаться признаки игрового расстройства, негативно влияющие на семейные, социальные, образовательные, профессиональные и другие области жизни. И если такая зависимость выявлена, с подростком будет работать только клинический психолог или психиатр.

«Лично в моей психологической практике случаев „передозировки“ контента не наблюдалось, — рассказывает собеседник издания. — Но, когда возникают ситуации чрезмерного увлечения ребенком интернетом или играми, как правило, это происходит на фоне уже протекающей депрессии, сложной жизненной ситуации, отсутствия друзей, проблем дома или на учебе. Иными словами, интернет-зависимость, в том числе, от YouTube — яркий маркер того, что с ребенком что-то не так. Вытащить из этой ситуации только ребенка, не меняя ситуации в семье, практически невозможно — надо, опять-таки, работать в целом с семьей, запускать механизмы межведомственного взаимодействия, подключая психолога образовательного учреждения, классного руководителя или куратора, врача-психиатра. Важно переориентировать ребенка на другие ценности, дать ему возможность увидеть свои достижения в реальной жизни, почувствовать поддержку ровесников и взрослых».

Детский досуг — ответственность взрослых
Золотое правило для родителя: организация досуга своего ребенка — это ответственность взрослого. Ведь кому, как не родителям, знать потребности своего чада, его интересы и устремления?

«Подумайте, какую потребность ребенка закрывает тот контент, который он потребляет? — советует родителям специалист Центра „Диалог“. — Он хочет развлечений или любит научную информацию? Или он хочет быть популярным среди друзей и желает завести свой блог? А может он увлекается играми, и хочет повысить свой навык? В любом случае, отталкивайтесь от интересов вашего ребенка, и подумайте над тем, как это интерес „развиртуализировать“. Например, если девочка увлечена онлайн-уроками макияжа, стоит познакомить ее с реальным визажистом, вместе пройтись по косметическим магазинам дочь смотрит уроки макияжа, обсудить, почему ей интересен именно мейкап?»

Тоже самое с компьютерными играми — если они представляют для ребенка интерес, можно поискать подходящий кружок или клуб любителей этой игры (важно, чтобы там были его ровесники). А, может, существует тематический летний лагерь или квест?

Резюмируя, специалист обращает внимание на том, что каким бы ни был интерес ребенка, необходимо развивать практические навыки общения, созидания и креативности в этой сфере реальной жизни. И может статься, что вы откроете много интересного и для себя самого. Но в любом случае главный м самый наглядный пример организации досуга.

Следите за самым важным в Telegram-канале «Челны-ТВ», Youtube, а также читайте нас в «Дзен».

Оставьте реакцию на прочитанный материал

2

0

0

0

0

Вы оставили реакцию!

Комментарии

Главное